Стол был изобретен приблизительно в 1200 году нашей эры. Несмотря на то, что с тех пор все изменилось, он остался прежним: плоская рабочая поверхность. Разве что со временем к нему придумали выдвижные ящики и всякие другие приспособления для хранения.
Сегодня эксперты по организации рабочего пространства утверждают, что для того, чтобы работа была более продуктивной – у вас должен быть безупречный порядок на столе. Тогда ничто не будет отвлекать и раздражать. Рабочий стол, советуют они, не должен быть «перегружен» лишними предметами, и все должно быть расставлено в строгом порядке. Но в последнее время это утверждение все больше вызывает недоверия и критики.
Если вдуматься, то мысль о том, что более продуктивным человека может сделать «чистый стол» – более чем абсурдна. Ученые из университета Миннессоты провели эксперимент на студентах, чтобы проверить, действительно ли работа за столом, где все сложено в аккуратные стопочки и лоточки, более продуктивна, чем работа за столом, заваленным книгами и бумагами.
Результаты исследования ошеломили:
«Те студенты, которые работали за «беспорядочными» столами, сгенерировали такое же количество новых идей, как и участники второй группы – «чистых» столов. И это еще не все: идеи первых были более креативными и новаторскими, чем приверженцев порядка и аккуратности на рабочем месте».
Авторы бестселлера «Эффективный беспорядок» Эрик Абрахамсон и Дэвид Фридман пишут о том, что люди, говоря о связи между продуктивностью и порядком на рабочем столе, упускают из виду одну очень важную вещь. Аккуратность не следует воспринимать как абсолютную величину, поэтому иногда беспорядок (как его воспринимают окружающие) может быть не просто полезным, а даже идеальным вариантом для работы.
«Этот беспорядок и неорганизованность могут быть очень полезными, если бы не заложенная в нас родителями и учителями мысль о том, что во всем нужны аккуратность и точность. Поэтому люди склонны сразу же откидывать саму мысль о том, что можно работать за столом, где все разбросано. Это просто запрограммировано в нас. И зря, потому что таким образом мы выпускаем из внимания, что иногда беспорядок может «работать» лучше, чем порядок».
Десять привычек, ведущих к счастью
На самом деле тут все индивидуально. Конечно, есть люди, которые просто помешаны на всякого рода коробочках и лоточках для хранения, и даже ручки с карандашами раскладывают строго параллельно друг другу. Именно в такой обстановке им лучше всего работать.
Ну а гениев есть дела поважнее, чем возиться с «организацией рабочего пространства» – у них свой только им понятный «порядок».
Поэтому представление о том, что на столе должен быть безупречный порядок для того, чтобы человек более продуктивно работал – это уже «артефакт» 20 столетия. Как правило, на всех старых фотографиях и картинах гении изображены за загроможденными бумагами и книгами столами.
В свое время загроможденный стол считался признаком лени его хозяина. Но правда состояла в том, что занятые и умные люди просто не успевали убраться, и это им нисколько не мешало. Так, например, писатель Марк Твен тоже не стал себя утруждать уборкой стола даже перед тем, как фотографироваться (на иллюстрации к статье).
А Альберт Эйнштейн, как известно, говорил: «Если загроможденный стол — признак загроможденного ума, то признаком чего является пустой стол?» Томас Эдисон, у которого всегда был беспорядок на столе, думаю, с ним бы согласился. И, кстати, Стив Джобс.
Поэтому, если у вас на столе – вечный беспорядок, как и на моем, то пришло время прекратить извиняться перед армией правильных «аккуратистов» и просто научиться правильно расставлять приоритеты в жизни. Хотя, впрочем, беспорядок на наших столах еще не доказывает, что мы великолепны, но кто его знает – возможно, мы гении:)
Перевод статьи — A Messy Desk Is a Sign of Genius, According to Science via Клубер