Сейчас важно не как факт и не как внутреннее дело этого общественного слоя: русская интеллигенция все свои свойства и характер сознания заимствует от материнского сословья, какое бы европейское образование при этом не получала, и именно эта генетическая подоплека определяет ее активное и заинтересованное участие в смутах и перестройках, при которых нерушимым и неизменным остается разделение народа. Важнее понять хозяйственно-экономические следствия этого разделения, которые прямо и непосредственно определяют весь характер национального ОБЩЕ-сословного труда, и то равнодушие общественного сознания к политэкономическим воззрениям … Читать полностью
Историческая публицистика
Авторские статьи профессиональных писателей. Как воплотить экономическую мысль в России и организовать хозяйственную жизнь.
Помыслим житие свое (Третий путь) – ч.5
Тема Россия и Запад всегда занозой сидела в русском общественном сознании: то Запад как . зеркало, в которое смотрелась( глазами общества) Россия и сама себя как бы не узнавала в отражении или не желала узнавать, то Россия как зеркало, в которое заглядывал иногда Запад и узнавал как бы свое средневековье и не мог сдержать гримасы удивления…Почему по отношению к нашей ОБЩЕ-национальной проблеме всегда возникает именно эта тема, даже если о ней прямо и не говорится, как в случае любви? Видимо, … Читать полностью
Помыслим житие свое (Третий путь) – ч.4
На первый взгляд как будто бы дело известное: крестьяне и дворяне, простонародье и общество, бедные и богатые, отверженные и оскорбленные и те, кто отвергает и оскорбляет…- Но разве нет подобного же во Франции (Германии, Англии, Италии, Испании…)? Разве там нет бедных и богатых, крестьян и дворян, простонародья и общества? Разве на галерах прикованные к веслам невольники гребли под веселую музыку? Разве на ткацких фабриках в Лионе ткачи и ткачихи работают с песнями и танцами, а шахтеры Эльзаса ходят в белых … Читать полностью
Помыслим житие свое (Третий путь) – ч.3
Вообще тема побегов и путешествий в Европу русских, государственных людей, то есть людей из общества, могла бы быть материалом интереснейшего исследования сословно-психологической природы русского общественного сознания, потому что то, что человек видит в чужой жизни, говорит больше не о той жизни, а о нем самом и о родной для него жизни. Но более, может быть, важно даже не то, что он, путешественник по казенной или личной надобности, видит в чужой жизни, а то, чего он не видит в ней и … Читать полностью
Помыслим житие свое (Третий путь) – ч.2
Разумеется, у русских бояр были и другие достоинства: храбрый на поле боя, ловкий в дипломатических переговорах… Все так. Однако в повседневной российской хозяйственно-торговой действительности боярин, первый вельможа в государстве, приближенный к царю человек, ведающий приказами (коллегиями, департаментами, министерствами) — верховный распорядитель и судья. Русский боярин — это владелец немерянной земли и всех людей, на этой земле живущих, это их полновластный хозяин вместе с чадами и домочадцами, с движимым и недвижимым… У боярина в Москве хоромы и сотни челяди… Боярин — … Читать полностью
Помыслим житие свое (Третий путь) – ч.1
В публичном заседании Комитета было много народа и почти все общество.
А.К. Толстой
Когда обществом в России затеваются реформы (перестройки, революции, перевороты), то вопрос о том — ради чего? — для народа решается как бы сам собой: ради вашей лучшей будущей жизни. А кому не желается жизни лучшей чем та, которая есть!.. Но чем и почему была и стала плоха прежняя? Почему от нее уже тошнило (Достоевский) ? Почему вдруг сделалось дальше так жить нельзя? Ведь такой жизнь наша … Читать полностью