Содержание
Не хватило динамики: зрители назвали 2 сезон сериала “Годунов” скучным
25 марта телеканал «Россия 1» начал премьерный показ многосерийной драмы «Годунов. Продолжение». Грандиозная сага перенесет зрителей в эпоху, полную тревог, опасности и страсти.
Вторая часть масштабной саги «Годунов» охватывает годы Смутного времени. Это продолжение истории любви, истории России и истории семьи Годуновых.
О чём 2 сезон сериала “Годунов”?
Борис (Сергей Безруков), первый избранный царь на Руси, обещал расцвет и усиление государства. Но голод, эпидемии и бедствия не дали надеждам сбыться. Потеряв уверенность в своих силах, Борис Годунов допускает роковые ошибки, не отличая друзей от врагов…
Начинаются времена переворотов, тревог и больших потрясений. Крушение власти, политические игры, волна самозванства, народные восстания. «Продолжение» откроет одну из самых волнующих, трагичных и напряженных страниц истории. Власть переходит из рук в руки. Самозванцы сменяют один другого.
Настоящим проклятием для Русского царства становится появление на исторической сцене Григория Отрепьева (Евгений Ткачук). Назвав себя именем убиенного Димитрия, он должен получить благословение от Марии Нагой (Ирина Пегова), которая доподлинно знает, что перед ней самозванец…
Как сложится судьба целого народа, кто способен провести Россию через Смутное время и как любовь изменяет путь истории – ответы на все вопросы в продолжении грандиозной саги, в которой соединились документальная точность и художественный вымысел, судьба царского рода и великие тайны любви и власти.
В ролях сериала «Годунов. Продолжение» сыграли как уже знакомые по первой части актеры, так и новички телепроекта:
Сергей Безруков, Сергей Маковецкий, Анна Михалкова, Светлана Ходченкова, Виктор Сухоруков, Андрей Мерзликин, Александр Устюгов, Дарья Урсуляк, Евгений Ткачук, Анна Ковальчук, Александр Горбатов, Юрий Колокольников, Антон Кузнецов, Владимир Стеклов, Ирина Пегова, Станислав Любшин, Юрий Беляев, Борис Клюев, Сергей Никоненко, Мария Андреева, Александр Семчев, Федор Лавров, Олег Васильков, Александр Ильин-старший, Борис Плотников, Кирилл Зайцев, Ольга Калицка, Александра Никифорова, Илья Ильиных, Сергей Борисов, Павел Ворожцов, Александр Пашутин, Юлия Галкина, Владимир Капустин, Иван Колесников, Лев Прыгунов, Евгений Цыганов, Андрей Кайков, Нина Дворжецкая и другие.
Краткое содержание серий премьеры «Годунов. Продолжение» на «России 1»
1-я часть. В Москве продолжается голод. Годунов приказывает раздавать бесплатно на площадях хлеб и зерно народу. Федор Романов объезжает купеческие дворы в поисках спрятанного зерна. Софья и Ксения гадают. Ксении привиделся жених. На жениха Софьи, Нечая, поступает донос, его арестовывают. Отец сообщает Ксении, что к ней едет датский принц. На Федора Романова пишут доносы, Годунов отказывается их читать. Скоморохи на площади делают представление о том, что царевич Дмитрий жив. Народ их слушает. Гришка Отрепьев пишет канон, посвященный преподобной Ксении-страннице…
2-я часть. Нечай и Софья тайно венчаются, Ксения и Илейка – свидетели. Датский принц умирает. Борис Годунов отправляет Илейку за новым женихом для дочери. В Москве продолжается голод. Гришка Отрепьев попадает к полякам, говорит, что он выживший царевич Димитрий. Вместе они начинают собирать войско для похода на Москву. Нечай присягает Гришке Отрепьеву. Под покровительством поляков Гришка Отрепьев объявляет себя законным наследником – царевичем Димитрием. Отрепьев и Марина Мнишек заключают договор…
3-я часть. Отрепьев узнает о смерти Годунова. После смерти отца Федор Годунов принимает управление государством. Ксения и Софья помогают Илейке выбраться из темницы. Софья признается Ксении, что носит ребенка Нечая. Голицын предлагает Федору Годунову бежать из города, спасать мать и сестру, тот отказывается. Нечай поднимает народ на бунт против Годуновых. Начинается погром. Голицын преподносит Отрепьеву дары в знак признания. Отрепьев назначает Голицына московским воеводой и приказывает убрать Годуновых из Кремля. Федор Мстиславский от имени Отрепьева отправляет Годуновых под стражу. Голицын убивает Марию и Федора Годуновых, Ксению отправляет в темницу. Отрепьев под ликование народа въезжает в Москву…
4-я часть. Нечай под руководством Шуйского, Мстиславского и Голицына поднимает народный бунт, Отрепьева убивают. Царем становится Василий Шуйский. При поддержке поляков на Русь приходит Лжедмитрий II. Начинается осада Троице-Сергиева монастыря. Здесь встречаются Ксения и Нечай. Федор Романов руководит осадой Ростова Великого, где он сдается в плен, желая спасти защитников Ростова. Ксения хочет принять монашеский постриг. Ксения участвует в обороне Троице-Сергиева монастыря. Лжедмитрий II предлагает Федору Романову патриарший престол. Федор соглашается, но на своих условиях…
5-я часть. Федор Романов призывает Ксению идти к Гермогену в Москву и поднимать народ против иноземных захватчиков. Нечай сообщает о том, что поляки готовят подкоп под Троице-Сергиев монастырь. Федор Романов предлагает Гермогену призвать сына польского короля Сигизмунда на русский престол, дабы выиграть время. Федор Романов отправляется к королю Сигизмунду. Ксения получает благословение на то, чтобы идти в Москву и поднимать народ на борьбу с польско-шведскими захватчиками. Поляки начинают штурм Троице-Сергиева монастыря. Илейка решает идти к ним навстречу по потайному лазу. Находясь в плену у поляков, Федор Романов узнает о том, что Василия Шуйского свергли с престола…
Почему второй сезон сериала «Годунов» на «России 1» навевает скуку
Обозреватель Евгений Лазаренко делится впечатлениями от долгожданного продолжения сериала «Годунов», стартовавшего на канале «Россия 1». В сериале «Годунов. Продолжение» сыграли Сергей Безруков, Сергей Маковецкий, Анна Михалкова, Светлана Ходченкова, Виктор Сухоруков, Андрей Мерзликин, Александр Устюгов, Дарья Урсуляк, Анна Ковальчук и многие другие отечественные звезды.
Бориска на царстве года три, а фактически у руля страны так и десятилетиями – и фортуна, поначалу благосклонная, покидает первого народного самодержца Московии. Ранние морозы истребляют урожай, цены на хлеб взлетают, Годунов, щедрая душа, раздает зерно из царских житниц, но на весь голодающий народ, разумеется, не хватает. К царю летят доносы, что боярские амбары ломятся от хлеба, но продавать его никто не спешит, вопреки государевой воле.
Романовы вероломно соревнуются с Борисом в щедрости, раздавая хлеб мешками, чтоб народ с большей готовностью вернул династию на трон. Беда не приходит одна – и вот уже чума косит всех направо-налево, не пожалев и принца датского, сватавшегося к старшей царевне. Будто этого мало, скоморохи разносят слух, что почивший было царевич Дмитрий жив, и на горизонте уже маячит скользкая фигура Григория Отрепьева, готового побороться за престол при поддержке поляков. На фоне надвигающейся Смуты Борису остается хворать, кручиниться и предвкушать неминуемый конец.
Продолжение сериала «Годунов» движется в привычном русле: царь хороший, бояре плохие – и это полностью соответствует низовой провластной риторике наших времен. Экранный Борис, вопреки историческим свидетельствам и даже сценарным репликам, не отличается высокой подозрительностью и даже не читает доносов на самых приближенных, готовых свести его в могилу. На политическую сатиру скоморохов смотрит сквозь пальцы, печется о народной сытости и вообще ведет себя исключительно благородно под тяжестью шапки Мономаха.
Примеры высокой нравственности демонстрируют и члены его семейства: сын собирается составить описание Московии, чтоб заткнуть клеветников-иностранцев, дочки вышивают золотом херувимов-серафимов, мечтая лишь о замужестве, даже желчная супруга открывает царю глаза на козни бояр из высоких побуждений. Остальные выведены если не сплошь национал-предателями, то бесполезными дураками – вроде владыки-патриарха, допускающего нелепые парадоксы: «Кто Бога боится, тому люди не страшны». Ага, конечно.
Оставшись без актеров-тяжеловесов Сергея Маковецкого и Виктора Сухорукова, сериал еще больше сфокусирован на игре Сергея Безрукова, который с усиленной ответственностью несет тут царский крест. Чтоб показать всю тяжесть доли своего героя, актер устало кряхтит, жестоко хромает и размашисто крестит морщинистый лоб. И тут стоит который раз отдать Безрукову должное как мастеру перевоплощения, вспомнив, какого энергичного молодца он выдал в первой части «Годунова».
Если кого-то рядом и стоит выделить, то Евгения Ткачука в роли будущего Лжедмитрия: даже без доставшихся ему сценарных мерзостей видно, что главный антагонист Бориса – существо низкое и подлое. Прочие актеры не особенно выделяются на фоне, даже страсти проявляя с блеклой степенностью. Так, наверно, и задумано режиссерами Алексеем Андриановым и Тимуром Алпатовым, чтобы должным образом оттенить центральную фигуру, но смотреть этот богато декорированный сказ в какой-то момент становится попросту скучновато, тем более что спойлеры можно найти в любом учебнике истории.
Дарья Урсуляк о съемках продолжения сериала, женщинах и любви в Смутное время
Какими, по вашим ощущениям, были съемки в сериале «Годунов» – воздушными, магическими, тяжелыми?
Ощущения были и остаются только самыми положительными. Съемочный период длился около 4-5 месяцев и был отлично организован. На мой взгляд, совершенно замечательной получилась работа нашего оператора Максима Шинкаренко. Они с режиссером Тимуром Алпатовым вообще очень чуткий дуэт. Все участники процесса делали все на пределе возможностей, вложения были невероятные, мне кажется.
Для вас в работе что было важнее – историческая или политическая канва, романтическая линия?
Как актриса, я отвечаю скорее за любовно-лирическую линию, при этом меня, как зрителя, не меньше интересуют трагедийные повороты истории. Многое из жизни моей героини додумано и сочинено, потому что то, что мы знаем о Ксении Годуновой, оставляет простор для фантазии. То, что было зафиксировано в источниках, заговоры, исторические переплетения – это правда. И эта историческая правда страшна, но очень увлекательна. В борьбе за власть, при колоссальных амбициях и жестокости, в людях неожиданно проявляются и совесть, и чувство достоинства, и вера.
То есть вы согласились бы с пушкинским «тяжела ты, шапка Мономаха»?
Мне кажется, это вопрос к Сергею Витальевичу Безрукову, потому что он все это прошел в роли царя Годунова. Ксения не прошла такого испытания властью, она не успела править и понять, что это такое – нести ответственность за страну. Вопросы власти и желания ею обладать очень далеки от меня лично. Это то, чего я не понимаю, считаю титаническим трудом и тем, чему необходимо, но почти невозможно соответствовать.
В сериале задействовано множество персонажей. Вам легче сниматься в атмосфере, созданной двумя героями, или когда перед камерой энергия идет со всех сторон от нескольких артистов?
Это разные удовольствия. Очень люблю и малонаселенные истории, камерные, маленькие пространства. Когда это сложносочиненная, массовая, технически сложная, динамичная, с обилием персонажей история – это тоже очень интересно.
Женщина при дворе, независимо от занимаемой должности, не только погружена в платья и этикет? Грубо говоря, она думать должна?
Думать, в принципе, лишним не бывает (улыбается). В случае Ксении есть же еще свойственные молодости вещи: ощущения жизни как чего-то обязательно счастливого, девичьи ожидания, чувство опоры в лице родителей. Достаточно быстро происходит столкновение с реальностью, которая иногда оказывается совершенно грубой, жестокой, несправедливой. Происходит перелом, резкое взросление. Тут что думай, что не думай – есть ход истории и судьба.
Мы живем в digital-эпоху. Вам судьба подарила шанс окунуться в реалии XVI века. В чем преимущества жизни при свечах, в тяжелых нарядах?
Хорошо жить при свечах, когда они ненастоящие, декорации ненастоящие, а рядом пожарная машина, которая успеет затушить пожар, если что (улыбается). Мне кажется, если говорить о царском быте, то это главным образом невероятно красиво. Весь быт и атрибутика поражают роскошью и трудом, которым она, эта роскошь, создана. Как на экскурсиях в любые соборы, палаты, некоторые музеи, ты понимаешь, допустим, что это – расписанный вручную потолок, а вот платье в драгоценных камнях – оно вышито чьими-то руками в единственном экземпляре. Это все может сейчас казаться излишеством, но все равно поражает уровнем мастерства.
Ну а в костюмах того времени больше чувствуешь себя женщиной, чем в джинсах?
Не могу так сказать. С точки зрения моды и женского силуэта, как мне кажется, есть более привлекательные времена: начало XX века, мода 30-х, 40-х годов, оттепель прекрасна в этом отношении. Исторический костюм – опасная штука. Я знаю, как у нас любят находить неточности и несоответствия, так что заранее скажу, что к этому вопросу отнеслись скрупулезно и тщательно. Очень следили за тем, чтобы правильно был повязан платок, были правильные украшения и головные уборы. В общем, соблюдался регламент XVI века, чтобы ничей взгляд картинка не покоробила, чтобы в кадре были не ряженые люди, а живые и убедительные.
Вы поклонница каких исторических сериалов или фильмов?
Я не то чтобы поклонница, но что-то мне нравится. Понравился сериал «Шучу» Мишеля Гондри с Джимом Керри в главной роли. Прекрасны наши сериалы «Домашний арест» и «Звоните Дикаприо!». Если говорить об историческом жанре, мне очень понравился фильм «Фаворитка» Йоргоса Лантимоса, номинированный на «Оскар». С института помню костюмированные традиционные отрывки по пьесе Эжена Скриба «Стакан воды», а тут совершенно новый, острый, талантливый взгляд вроде на знакомый сюжет с невероятными актерскими работами.
Что пожелаете зрителям сериала «Годунов»?
В первую очередь пожелаю зрителю здоровья (улыбается). В остальном я просто надеюсь на зрительский интерес к продолжению этого сериала, хочется, чтобы искренние старания воплотились в достойный результат.
Кино – это?
Кино для каждого свое, как счастье, творчество и любовь.