Собеседование по русскому языку в 9 классе в 2019 году – варианты ФИПИ"

4 варианта для итогового собеседования в 9 классе по русскому языку с демоверсией ФИПИ

Данные материалы предназначены для проведения итогового собеседования по русскому языку в 9 классе. Они состоят из 4 вариантов и составлены в соответствии с демоверсией ФИПИ.
Авторы: учителя русского языка и литературы МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №5 г. Щигры Курской области» Дунаева Г.В. и Сергеева Т.П.

ВАРИАНТ 1 итогового собеседования по русскому языку в 9 классе

Внимание! Для выполнения заданий 1 и 2 используется один и тот же текст.
Задание 1. Чтение текста.
Дмитрий Иванович Менделеев (1834-1907) – русский  ученый-энциклопедист.
Выразительно прочитайте текст о Дмитрии Ивановиче Менделееве вслух. У Вас есть 2 минуты на подготовку.

Дмитрий Иванович Менделеев родился в 1834 году в Тобольске в семье директора гимназии. Он был последним в семье — семнадцатым ребёнком. В том же году отец Менделеева ослеп, и  вся забота о семье перешла  к матери Менделеева. В Тобольской гимназии учился неважно. Не все предметы ему были по душе. Охотно Дмитрий Иванович занимался только математикой и физикой.
В 1850 году  он поступил на отделение естественных наук физико-математического факультета Главного педагогического института в Петербурге, которое окончил с золотой медалью. Здесь он встретил выдающихся учителей, умевших заронить в души своих слушателей глубокий интерес к науке. Сама обстановка института, при всей строгости режима закрытого учебного заведения, давала широкую возможность для развития индивидуальных склонностей.
По окончании курса в институте Менделеев работал учителем сначала в Симферополе, затем в Одессе, где он пользовался советами Пирогова. Ученым был открыт и сформулирован один из фундаментальных законов природы – Периодический закон химических элементов. Над своей системой Менделеев работал с 1869 по 1900 года, но так и не был удовлетворен своим трудом до конца. В последние годы жизни Менделеев много сделал для открытия первого университета в Сибири, основал  Главную палату мер и весов, содействовал открытию в Киеве Политехнического института,  создал первое в Российской империи Химическое общество.
Задание 2. Пересказ текста.
Перескажите  прочитанный  Вами  текст,  включив  в  пересказ слова Б.М. Кедрова, выдающегося  химика, философа и  историка академии наук, о Д.И. Менделееве:
«Жизнь Менделеева – это труд, труд и снова труд, вдохновляющий на научный подвиг и приносящий величайшую радость творчества, но вместе с тем берущий все силы человека,… всю его душу и все его сердце. И когда перед нашим мысленным взором встает образ Менделеева, то прежде всего как великого труженика науки».
Подумайте, где лучше использовать слова Б.М. Кедрова в пересказе. Вы можете использовать любые способы цитирования. У Вас есть 1 минута на подготовку.
Задания 3 и 4 не связаны с заданиями 1 и 2. Для выполнения заданий 3 и 4 Вам необходимо выбрать одну из предложенных тем беседы.
Задание 3. Монологическое высказывание.
Выберите одну из предложенных тем беседы.

  1. Наши верные друзья. (На основе фотографии).
  2. Поход  в лес, который запомнился мне больше всего.  (Повествование на основе жизненного опыта).
  3. Нужно ли быть милосердным человеком? (Рассуждение по поставленному вопросу)

У Вас есть 1 минута на подготовку. Ваше высказывание должно занимать не более 3 минут.
Карточки участника собеседования.
Тема 1. Наши верные друзья.
Опишите фотографию.
Не забудьте описать:
время и место действия;
главных героев фотографии;
их позу и движения;
общее настроение произведения.
Тема 2. Поход  в лес, который запомнился мне больше всего.  (Повествование на основе жизненного опыта).
Не забудьте рассказать:
о планировании похода и подготовке к нему;
об участниках похода;
описать конечный пункт похода;
о новых впечатлениях, знаниях, эмоциях;
почему Вам запомнилось это событие.
Тема 3. Милосердие.
Нужно ли быть милосердным человеком?
Не забудьте дать ответы на вопросы:
Что такое милосердие?
Какие поступки можно назвать милосердными?
Встречали ли Вы милосердных людей?
Вы совершали милосердные поступки?
Какие чувства Вас переполняли?
Задание 4. Диалог.
Во время беседы Вам будут заданы вопросы по выбранной Вами теме беседы. Пожалуйста, дайте полные ответы на вопросы, заданные собеседником – экзаменатором.
Карточка собеседника-организатора
Тема 1. Наши верные друзья.
Опишите фотографию.
Есть ли у Вас домашние животные?
Опишите их внешний вид и повадки.
Вы можете себе представить жизнь человека без домашних животных?
Карточка собеседника-организатора
Тема 2. Поход в лес
Необходимо ли человеку непосредственное общение с природой?
Нравится ли вам проводить время с друзьями, родными?
Какой жизненный опыт дает общение с природой?
Карточка собеседника-организатора
Тема 3. Милосердие.
Что для Вас означает понятие «милосердие»?
Считаете ли Вы себя милосердным человеком?
Какие милосердные поступки вы совершили?

ВАРИАНТ 2 итогового собеседования по русскому языку в 9 классе

Внимание! Для выполнения заданий 1 и 2 используется один и тот же текст.
Задание 1. Чтение текста.
Софья Васильевна Ковалевская (1850-1891) –  первая в России и в Северной Европе женщина-профессор и первая в мире женщина — профессор математики.
Выразительно прочитайте текст о Софье  Васильевне Ковалевской вслух. У Вас есть 2 минуты на подготовку.   

Софья Васильевна Ковалевская – гениальная женщина-математик, первая в мире профессор. Она родилась в 1850 году  в Москве  в семье генерал-лейтенанта. Ее дед по материнской линии был членом Петербургской Академии Наук, а  прадед – известным астрономом и математиком. Во многом на математическое развитие Софьи повлияли ее родители, которые дали ей хорошее воспитание и образование.
В 1863 году Софья поступила на педагогические курсы при Мариинской гимназии на естественно – математическое отделение. Получив аттестат зрелости,  она начинает тайно посещать математические лекции, потому что доступ женщинам в  Петербургский университет в то время был закрыт. 
В 1869 году Софья с мужем и сестрой Анной едет на учебу за границу. Ее преподаватели удивлялись способностям своей студентки, и каждая работа Софьи получала только  положительные отзывы  учителей.
В 1874 году Геттинский университет, в котором она училась, присвоил ей научную степень – доктора философии в области математических наук. Вскоре она вернулась в Россию. Высшую математику здесь тогда не преподавали, и  Софья Васильевна могла рассчитывать лишь на работу учителя арифметики.
Софья Ковалевская внесла огромный вклад в развитие математики  и физики не только в России, но и во всем мире. Она доказала,  что у задачи Коши существует аналитическое решение. Главным  успехом Софьи Ковалевской в математике  ученые называют исследования, проведенные с задачей по вращению твердого тела, вокруг неподвижной точки. В 1888 году  Парижская академия наук присудила ей за это исследование премию. А в 1889 году Ковалевскую избирают членом-корреспондентом Петербургской Академии наук.
Задание  2. Пересказ текста.
Перескажите  прочитанный  Вами  текст,  включив  в  пересказ  слова профессора “чистой” математики  П.А. Некрасова:
“Талантливое открытие Ковалевской, относящееся к примечательному случаю движения твердого тела, не есть только случайная, счастливая находка; напротив того, открытие это есть результат ее настойчивых, упорных трудов и глубоких знаний в области чистой математики и особенно современного анализа”.
Подумайте, где лучше использовать слова  П.А. Некрасова  в пересказе. Вы можете использовать любые способы цитирования. У Вас есть 1 минута на подготовку.
Задания 3 и 4 не связаны с заданиями 1 и 2. Для выполнения заданий 3 и 4 Вам необходимо выбрать одну из предложенных тем беседы.
Задание 3. Монологическое высказывание.
Выберите одну из предложенных тем беседы.
1.Профессия  кулинара. (На основе фотографии).
2.Экскурсия в музей, которая  запомнилась  мне больше всего. (Повествование на основе жизненного опыта).
3.Подвиг. Можно ли совершить подвиг в мирное время? (Рассуждение по поставленному вопросу)
У Вас есть 1 минута на подготовку. Ваше высказывание должно занимать не более 3 минут.
Карточки участника собеседования.
Тема 1. Профессия  кулинара.
Опишите фотографию.
Не забудьте описать:
место действия;
героев фотографии;
их позу и движения;
общее настроение  фотографии;
Ваше отношение к профессии кулинара.
Тема 2. Экскурсия в музей, которая  запомнилась мне больше всего. (Повествование на основе жизненного опыта).
Не забудьте рассказать:
когда и какой музей Вы посетили;
с кем Вы ходили на экскурсию;
что вы предполагали увидеть;
исполнились ли ваши желания;
что нового и интересного Вы узнали во время экскурсии;
посоветовали бы Вы посетить музей своим друзьям, одноклассникам.
Тема 3. Подвиг.
Можно ли совершить подвиг в мирное время?
Не забудьте дать ответы на вопросы:
Что такое подвиг?
Какие поступки можно назвать героическими?
Какими качествами характера должны обладать герои?
Может ли быть героическим безнравственный поступок?
Задание 4. Диалог.
Во время беседы Вам будут заданы вопросы по выбранной Вами теме беседы. Пожалуйста, дайте полные ответы на вопросы, заданные собеседником – экзаменатором.
Карточка собеседника-организатора
Тема 1. Профессия  кулинара.
Опишите фотографию.

  1. Кем Вы хотите стать? Какую профессию Вы выбрали?
  2. Назовите преимущества Вашей будущей профессии.
  3. Что или кто повлиял на выбор Вашей будущей профессии?

Карточка собеседника-организатора
Тема 2. Экскурсия в музей, которая  запомнилась  мне больше всего.  (Повествование на основе жизненного опыта).

  1. Вам нравится посещать музеи?
  2. Как Вы думаете, для чего существуют музеи?
  3. Вы предпочитаете ходить в музей с кем-то или один (одна)?
  4. Какие правила поведения в музее должны соблюдать посетители?
  5. Знаете ли Вы музеи Вашего города? Какие из  них Вы посещали?

Карточка собеседника-организатора
Тема 3. Подвиг.

  1. Как вы думаете, что такое подвиг?
  2. Какими чертами характера должен обладать герой?
  3. Герои – это люди особой профессии?
  4. Назовите известных вам героев-защитников Отечества.
  5. Докажите верность высказывания: «Нужно помнить:  в жизни  всегда    есть место подвигу!»

ВАРИАНТ 3 итогового собеседования по русскому языку в 9 классе

Внимание! Для выполнения заданий  1 и  2 используется один и тот же текст.
Задание 1. Чтение текста.
Владимир Иванович Даль (1801-1872) – писатель, военный врач, лексикограф, этнограф, создатель «Толкового словаря живого великорусского языка».
Выразительно прочитайте текст о Владимире Ивановиче Дале вслух. У Вас есть 2 минуты на подготовку.

Русский писатель, лексикограф и этнограф  Владимир Иванович Даль родился в небольшом казачьем городке Лугань, где его отец служил врачом. Мать Даля  дала сыну прекрасное домашнее образование, благодаря которому юноша смог поступить в петербургский Морской кадетский корпус.
Учеба на медицинском  факультете Дерптского университета открыла перед молодым человеком новые возможности. В это время он познакомился с известными русскими писателями Н. Языковым и В. Жуковским.
Окончив университет, Даль поступил военным врачом в действующую армию, где стал работать под руководством знаменитого хирурга Н.И. Пирогова. Здесь Даль начинает записывать отдельные фразы, слова, обращает внимание на особенности речи окружающих его людей. Позже эти записи станут основной для «Толкового словаря живого великорусского языка».
В  1859 году Даль вышел в  отставку и  поселился  в Москве. Теперь все время он посвящает работе над «Толковым словарём живого великорусского языка». На его составление  ушло более  50 лет. Словарь был восторженно встречен русскими учеными и писателями. Даль собрал более 200000 слов, причем каждое из них проиллюстрировал пословицей, поговоркой, дал примеры языковых оборотов, в которых эти слова чаще всего употребляются.
Собранного материала оказалось так много, что Даль до конца своей жизни продолжал выпускать сборники “Пословицы русского народа” и печатать циклы статей о народных поверьях и суевериях. Позже он объединил их в книгу, которую до настоящего времени так и не сумели переиздать.
Задание 2. Пересказ текста.
Перескажите прочитанный Вами текст, включив в пересказ слова Н. Пирогова, выдающегося русского хирурга, о В.И.Дале:
«Это был прежде всего человек, что называется, на все руки. За что ни брался Даль, все ему удавалось усвоить».
Подумайте, где лучше использовать слова Н. Пирогова  в пересказе. Вы можете  использовать любые способы цитирования. У Вас есть 1 минута на подготовку.
Задания 3 и 4 не связаны с заданиями 1 и 2. Для выполнения заданий 3 и 4 Вам необходимо выбрать одну из предложенных тем беседы.
Задание 3. Монологическое высказывание.
Выберите одну из предложенных тем беседы.
1.Профессия учителя физической культуры. (На основе фотографии).
2.Посещение концерта, который  запомнился  мне больше всего. (Повествование на основе жизненного опыта).
3.Сила духа. Какими качествами характера обладают сильные духом люди? (Рассуждение по поставленному вопросу)
У Вас есть 1 минута на подготовку. Ваше высказывание должно занимать не более 3 минут.

Карточки участника собеседования.
Не забудьте описать:
место действия;
запечатленный момент;
героев фотографии;
их расположение;
общее настроение  фотографии;
Ваше отношение к профессии учителя физической культуры.
Тема 3. Сила духа.
Какими качествами характера обладают сильные духом люди?
Не забудьте дать ответы на вопросы:
Что такое сила духа?
Назовите черты характера волевых людей.
Можно ли сформировать силу духа и что для этого необходимо сделать?
Считаете Вы себя сильной личность?
Совместимы ли  понятия сила духа и преступление?
Задание 4. Диалог.
Во время беседы Вам будут заданы вопросы по выбранной Вами теме беседы. Пожалуйста, дайте полные ответы на вопросы, заданные собеседником – экзаменатором.
Карточка собеседника-организатора
Тема 1. Профессия учителя физической  культуры.
Опишите фотографию.

  1. А Вы не думали о выборе профессии учителя физической культуры?
  2. Востребована ли данная профессия в современном мире?
  3. Какими качествами характера, умениями и знаниями должен обладать учитель физической культуры?
  4. Возможно ли корректировать внешний вид и физическое здоровье систематическими физическими упражнениями?

Карточка собеседника-организатора
Тема 2.Посещение концерта, который запомнился мне больше всего.  (Повествование на основе жизненного опыта).

  1. У Вас есть музыкальные предпочтения?
  2. Часто ли вы посещаете концерты?
  3. Вы предпочитаете ходить на представление с кем-то или один (одна)?
  4. Согласны ли Вы с утверждением, что школьные концерты – это радуга детских талантов?
  5. А у Вас есть исполнительский талант (певческий, хореографический, сценический и т. д.)?

Карточка собеседника-организатора
Тема 3. Сила духа. Какими качествами характера обладают сильные духом люди?

  1. Люди рождаются сильными духом или формируют данную черту характера?
  2. Помогают или мешают волевые качества становлению личности?
  3. Можете ли Вы перечислить профессии, где необходимы сформированные волевые качества?
  4. Знаете ли Вы литературных героев, наделенных силой духа?
  5. Докажите, что без чести, добра, справедливости и сострадания не может быть силы духа.

ВАРИАНТ 4 итогового собеседования по русскому языку в 9 классе

Внимание! Для выполнения заданий  1 и  2 используется один и тот же текст.
Задание 1. Чтение текста.
Михаил Семенович Щепкин  (1788-1863) – выдающийся русский актер, основоположник русского сценического реализма .
Выразительно прочитайте текст о М.С. Щепкине вслух. У Вас есть 2 минуты на подготовку.   
Михаил Семенович Щепкин  родился в с. Красное Обоянского уезда Курской губернии в крепостной семье графа Г.С. Волькенштейна.
Творческая жизнь Михаила Щепкина началась в провинции, в частных театрах. Он исполнял самые  разные роли, в том числе и женские. Актёр тщательно прорабатывает роли, стремясь воспроизводить характер персонажа как можно более жизненно, правдоподобно, обобщая в них жизненные наблюдения за типажами; вносит в них  неоднозначность, внутреннюю противоречивость.
Однажды его увидел на сцене драматург М. Н. Загоскин, служивший в конторе московских театров. Его отзыв был предельно краток: «Актёр — чудо-юдо». Вскоре, после удачного дебюта в Москве, Щепкина пригласили в Императорский московский театр.
В 1821 году князь Репнин подписывает вольную выдающемуся актеру, и с 1823 года М. С. Щепкин живет и работает в Москве. Освободиться от чисто комического репертуара Щепкину удаётся в 1830 годы, когда на сцене Малого театра ставятся «Горе от ума» А. С. Грибоедова и «Ревизор» Н. В. Гоголя. В них актёр создает многогранные, выпуклые образы Фамусова и Городничего.
Эстетические принципы работы над ролью, глубокого проникновения в характер, осмысления персонажа, заложенные Щепкиным, в дальнейшем укреплялись в Малом театре и стали основой системы Станиславского.
Задание  2. Пересказ текста.
Перескажите прочитанный Вами текст, включив  в пересказ слова А.И. Герцена, русского публициста, писателя, философа, о М. Щепкине:
«Он был великий артист, артист по призванию и по труду. Он создал правду на русской сцене».
Подумайте, где лучше использовать слова Александра Ивановича Герцена  в пересказе. Вы можете  использовать любые способы цитирования. У Вас есть 1 минута на подготовку.
Задания 3 и 4 не связаны с заданиями 1 и 2.
Для выполнения заданий 3 и 4 Вам необходимо выбрать одну из предложенных тем беседы.
Задание 3. Монологическое высказывание.
Выберите одну из предложенных тем беседы.

  1. Истории нетленные страницы! (На основе фотографии).
  2. Участие в праздничных мероприятиях, посвященных Дню Победы в Великой Отечественной войне.  (Повествование на основе жизненного опыта).
  3. Малая Родина. Есть ли в мире прекраснее место? (Рассуждение по поставленному вопросу).

У Вас есть 1 минута на подготовку. Ваше высказывание должно занимать не более 3 минут.
Карточки участника собеседования.
1.Истории нетленные страницы! Опишите фотографию.
Не забудьте описать:
где происходит действие;
какой момент запечатлен;
внешность  героев фотографии;
действия героев фотографии;
кому посвящен  мемориал;
какие чувства Вы испытываете, анализируя фотографию.
Тема 2.Участие в праздничных мероприятиях, посвященных Дню Победы в Великой Отечественной войне.  (Повествование на основе жизненного опыта).
Не забудьте рассказать:
какие мероприятия Вы посетили;
кто был участником  торжественных событий;
какие памятные места Вы посетили;
какие чувства Вы испытали.
Согласны ли Вы  со словами: «Сохраним память – сбережем Отчизну!»
Тема 3. Малая Родина.
Есть ли в мире прекраснее место? (Рассуждение по поставленному вопросу)
Не забудьте дать ответы на вопросы:
где Вы родились;
какие достопримечательности есть в Вашем городе (поселке, селе);
нравится  ли Вам  природа родного края;
какую роль играет малая Родина в судьбе человека.
Задание 4. Диалог.
Во время беседы Вам будут заданы вопросы по выбранной Вами теме беседы. Пожалуйста, дайте полные ответы на вопросы, заданные собеседником – экзаменатором.
Карточка собеседника-организатора
Тема 1. Истории нетленные страницы! (На основе фотографии).

  1. Бывали ли вы на Красной площади?
  2. Какому историческому событию посвящен мемориальный комплекс Вечный огонь?
  3. Какое нравственное значение он имеет?
  4. Есть ли в Вашем городе (поселке, селе) памятники, посвященные героям Великой Отечественной войны?
  5. Как вы понимаете выражение: «Без прошлого нет настоящего, умирает надежда на будущее»?

Карточка собеседника-организатора
Тема 2. Участие в праздничных мероприятиях, посвященных Дню Победы в Великой Отечественной войне.  (Повествование на основе жизненного опыта).

  1. Вы принимали участие в торжественных митингах, посвященных  Великой Отечественной войне?
  2. Что символизирует Георгиевская ленточка?
  3. Что Вы знаете о Бессмертном полке?
  4. В вашей семье были участники Великой Отечественной войны?
  5. Почему люди всего мира должны помнить о бесчеловечности фашизма и величайшем подвиге  советского народа – победителя?

Карточка собеседника-организатора
Тема 3. Малая Родина. Есть ли в мире прекраснее место?

  1. Раскройте понятие «Малая Родина».
  2. Расскажите о своей малой Родине.
  3. Какие конкретные образы возникают у Вас при упоминании о малой Родине?
  4. Есть ли у Вас любимые уголки природы? Опишите их.
  5. Можно ли стать достойным человеком без любви к родимому краю, родителям, Отчизне?

Модель итогового собеседования 9 классов по русскому языку

5 сентября на пресс-конференции в Ситуационно-информационном центре Рособрнадзора состоялась презентация модели итогового собеседования по русскому языку для обучающихся 9 классов.
Устное собеседование по русскому языку вводится в рамках реализации Концепции преподавания русского языка и литературы для проверки навыков устной речи у школьников. Планируется, что прохождение итогового собеседования в дальнейшем станет для выпускников девятых классов допуском к государственной итоговой аттестации.
При разработке экзаменационной модели была проведена большая и сложная работа. Пилотная апробация двух моделей устной части ГИА по русскому языку, устного собеседования с преподавателем и компьютерной формы экзамена проводилась в октябре 2016 года в Московской области, Республике Татарстан и Чеченской Республике. Участие в ней приняли около 1,5 тысяч обучающихся. По итогам апробации и общественно-профессионального обсуждения была доработана модель устной части ГИА, представляющая собой собеседование обучающегося с преподавателем. Ее широкомасштабная апробация будет проведена осенью 2017 года в 21 регионе РФ. Участие регионов в апробации итогового собеседования в этом году добровольное, и его результаты не будут влиять на допуск учащихся к ГИА-9 в 2018 году.
Итоговое собеседование по русскому языку  направлено на проверку навыков спонтанной речи – на подготовку участнику будет даваться около минуты.
Модель собеседования включает следующие типы заданий:
1) чтение текста вслух;
2) пересказ текста с привлечением дополнительной информации;
3) монологическое высказывание по одной из выбранных тем;
4) диалог с экзаменатором-собеседником.
Все тексты для чтения, которые будут предложены участникам собеседования, – это тексты о выдающихся людях России, таких как первый космонавт Юрий Гагарин, знаменитый хирург Николай Пирогов, наши современники Доктор Лиза (Елизавета Глинка) и доктор из Красноярска, который в сложных условиях провел операцию и спас жизнь ребенку.
На выполнение работы каждому участнику будет отводиться около 15 минут. В процессе проведения собеседования будет вестись аудиозапись.
Оценка выполнения заданий работы будет осуществляться экспертом непосредственно в процессе ответа по специально разработанным критериям с учетом соблюдения норм современного русского литературного языка.
Планируется, что итоговое собеседование выпускники 9 классов будут проходить в своих школах. Оцениваться оно будет по системе «зачет»/«незачет».
Руководитель федеральной комиссии разработчиков КИМ ЕГЭ и ОГЭ по русскому языку Ирина Цыбулько отметила, что разработанная модель итогового собеседования не имеет аналогов в мировой практике и выразила надежду, что педагогическое сообщество примет активное участие в ее обсуждении.
Проект демонстрационного варианта итогового собеседования по русскому языку опубликован на сайте ФИПИ в разделе ОГЭ / Демоверсии, спецификации, кодификаторы

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *