Сегодня 8 апреля Отдание праздника Благовещения Пресвятой Богородицы"

Сегодня 8 апреля Отдание праздника Благовещения Пресвятой Богородицы"

Всем известно, что основные православные праздники длятся более одного дня, так как за сутки невозможно осознать их величественность. Такие торжества именуются попразднством, подчеркивая значимость определённого события для верующих. Что касается Отдания, то оно считается завершающим этапом попразднства. Это значит, что сам праздник уже прошел, но верующие должны мысленно вернуться к нему, осознав его духовный смысл и настоящее предназначение.

8 апреля  – день отдания праздника Благовещения Пресвятой Богородицы. Это очень символично, ведь Благовещение установлено одним из двенадцати наиболее важных и значимых церковных торжеств. Около двух тысяч лет назад люди стали свидетелями настоящего чуда – человеческая природа сумела благодатно соединиться с божественной. Как это случилось? Библия гласит, что когда-то в городе Назарет проживала юная девушка с добрым сердцем, которую звали Мария. После службы в монастыре она обручилась с плотником по имени Иосиф. Мужчина не стал её мужем, а лишь оберегал и сохранял непорочность Девы Марии. В один день к Марии явился архангел Гавриил и рассказал, что ей выпала огромная честь родить Иисуса Христа, который сумеет спасти человечество. Недолго раздумывая, Пресвятая Богородица дала своё согласие, произнеся: «Се, Раба Господня. Да будет Мне по слову твоему».

Стоит отметить, что Бог избрал именно Архангела Гавриила для того, чтобы рассказать Деве Марии о благодатной вести. После этого все люди узнали о великом счастье Воплощения Иисуса Христа. Поэтому, сразу после Благовещения, прославив Пресвятую Богородицу, мы говорим спасибо Господу и Его посланнику Архангелу Гавриилу за то, что он послужил величайшему таинству спасения человечества.

Особенностью праздника Благовещения является схожесть с торжествами Рождества Христового или Богоявления. Как сообщалось ранее, он относится к числу двунадесятых праздников Пресвятой Богородицы. Из-за того, что торжество часто приходится на день Великого Поста, то у него остаётся лишь один день предпразднства и один день попразднства, который всегда совпадает с отданием праздника Благовещения Пресвятой Богородицы. Стоит отметить, что священнослужители не проведут службу отдания торжества в том случае, если Благовещение припадает на Лазареву субботу. К тому же, если праздник о благой вести припадает на Неделю Ваий, Светлую или Страстную седмицу, то его проведут всего в один день, без предпразднства и отдания праздника.

Служба во время отдания торжества Благовещения Пресвятой Богородицы начинается с малого повечерия, во время которого священник читает произведение «Честнейшая». После этого произносится молитва Святого Ефрема, с поклонами прихожан. Далее идёт утреня, а на девятой песни канона все поют торжественные запевы, вместо «Честнейшей». Во время службы нужно хранить лишь добрые помысли, тогда божественная благодать снизойдёт на всех участников процесса.

СОБОР АРХАНГЕЛА ГАВРИИЛА
Сегодня 8 апреля Отдание праздника Благовещения Пресвятой Богородицы"
Архангел Гавриил

Архангел Гавриил был избран Господом для того, чтобы благовестить Деве Марии, а с Нею и всем людям великую радость о Воплощении Сына Божия. Поэтому на следующий день после Благовещения, прославив Пречистую Деву, мы благодарим Господа и почитаем Его посланника Архангела Гавриила, послужившего таинству нашего спасения.

Святой Архистратиг Гавриил — служитель Божественного Всемогущества. Он возвещал ветхозаветному человечеству о будущем воплощении Сына Божия: вдохновлял пророка Моисея при написании книги Бытия; пророку Даниилу возвещал о грядущих судьбах еврейского народа (Дан. 8, 16; Дан. 9, 21 — 24); являлся праведной Анне с вестью о рождении от нее Преблагословенной Девы Марии. Святой Архистратиг Гавриил неотступно пребывал со святой Отроковицей Марией в Иерусалимском храме и впоследствии охранял Ее во все время земной жизни. Он явился священнику Захарии, предсказав рождение Предтечи Господня — Иоанна Крестителя. Господь посылал его к святому Иосифу Обручнику: он явился ему во сне, чтобы открыть ему тайну воплощения Сына Божия от Пресвятой Девы Марии, предупредил о замыслах Ирода и повелел бежать в Египет с Младенцем и Богородицей. Когда Господь перед Своими страданиями молился в Гефсиманском саду до кровавого пота, на укрепление Его, по Церковному Преданию, был послан с Небес Архангел Гавриил, имя которого означает «Крепость Божия» (Лк. 22, 43). Жены-мироносицы услышали от Архистратига радостную весть о Воскресении Христовом.

Вспоминая в этот день многократные явления святого Архистратига Гавриила и его ревностное исполнение Божественной воли, исповедуя его ходатайство пред Господом о христианах, Православная Церковь призывает своих чад с верой и усердием прибегать в молитвах к великому Ангелу.

Понедельник 5-й седмицы. Отдание праздника Благовещения Пресвятой Богородицы. Собор Архангела Гаврии́ла.

Служба совершается по главе Типикона под 26 марта: «А́ще случи́тся отда́ние Благове́щения Пресвяты́я Богоро́дицы в понеде́льник 4-я или́ 5-я, или́ 6-я неде́ли посто́в» (Типикон, 26 марта, «Ука́з о отда́нии Благове́щения Пресвяты́я Богоро́дицы»), а также в соответствии с указаниями, приведенными в Типиконе 26 марта на ряду.

Порядок чтений, согласно календарю

На 6-м часе: Ис. XXXVII, 33 – XXXVIII, 6.
На веч.: Быт. XIII, 12–18.   Притч. XIV, 27 – XV, 4.

Вечерня. Подробное изложение порядка богослужения в Неделю вечера см. 25 февраля. Кафизмы нет.

На «Господи, воззвах» стихиры на 10: Триоди, глас 3-й и глас 7-й – 3, праздника, глас 4-й – 4 (см. в Минее 25 марта, в сам день праздника вечером128; первая стихира – дважды), и Архангела, глас 1-й – 3129. «Слава, и ныне» – праздника, глас 6-й: «По́слан бысть с Небесе́…».

Вход с кадилом. «Свете Тихий». Поется великий прокимен, глас 8-й: «Не отврати́ лица Твоего…», со стихами (по обычаю). После исполнения прокимна читается: «Сподоби, Господи…»130. Ектения просительная: «Исполним вечернюю молитву…», и молитва главопреклонения.

На стиховне стихиры Триоди, глас 7-й и глас 6-й (с обычными припевами). «Слава, и ныне» – праздника, глас 4-й: «Днесь ра́дость благове́щения…» (см. в Минее 25 марта, на стиховне великой вечерни в сам день праздника)131.

Примечание. При совершении пассии в составе данной вечерни, возможны следующие варианты окончания стиховных стихир: 1) «Слава» – праздника, глас 4-й: «Днесь ра́дость благове́щения…», «И ныне» – стихира Великого Пятка, глас 5-й: «Тебе́, оде́ющагося…», затем – чинопоследование пассии; 2) «Слава» – стихира Великого Пятка, глас 5-й: «Тебе́, оде́ющагося…», затем – чинопоследование пассии; по окончании последнего песнопения пассии (стихиры Великой Субботы: «Прииди́те, ублажи́м…») – «И ныне» – праздника, глас 4-й: «Днесь ра́дость благове́щения…».

Молитва прп. Ефрема Сирина читается с тремя великими поклонами (без малых). Окончание вечерни великопостное (см. 25 февраля).

На малом повечерии в Неделю вечером поется служба мчч. Марка, еп. Арефуси́йского, Кирилла диакона и иных многих (с 29 марта – четверга 5-й седмицы Великого поста).

Примечание. В богослужебных книгах предлагается два различных варианта переноса службы Минеи, совпавшей с четвергом 5-й седмицы св. Четыредесятницы. Согласно Триоди, «на повече́рии [вечером в Неделю 4-ю поста – Сост.] пое́м слу́жбу прилучи́вшагося свята́го в четверто́к Вели́каго кано́на» (Триодь Постная, «В Неделю [4-ю поста] вечера»). По Типикону же, «слу́жбу Мине́и прилучи́вшагося свята́го в четверто́к Вели́каго кано́на пое́м во вто́рник [5-й седмицы поста – Сост.] на повече́рии» (Типикон, «В ту́южде Неде́лю [4-ю поста] ве́чера»).

Таким образом, система распределения канонов Минеи на повечериях Великого поста в определенной степени зависит от следования указаниям той или иной богослужебной книги относительно службы Минеи четверга 5-й седмицы.

В текущем году в оставшиеся дни Великого поста возможны следующие варианты совершения минейных служб на повечериях132.

Неделя 4-я поста (вечер)

с 29 марта (с четверга 5-й седмицы)

с 19 апреля (с Четверга Светлой седмицы)

Понедельник 5-й седмицы (вечер)

с 31 марта (с субботы 5-й седмицы)

с 20 апреля (с Пятницы Светлой седмицы)

Вторник 5-й седмицы (вечер)

с 1 апреля (с Недели 5-й поста)

с 29 марта (с четверга 5-й седмицы)

Четверг 5-й седмицы (вечер)133

с 19 апреля (с Четверга Светлой седмицы)

с 31 марта (с субботы 5-й седмицы)

Неделя 5-я поста (вечер)

с 20 апреля (с Пятницы Светлой седмицы)

с 1 апреля (с Недели 5-й поста)

Понедельник 6-й седмицы (вечер)

с 21 апреля (с Субботы Светлой седмицы)

Вторник 6-й седмицы (вечер)

с 22 апреля (с Недели Фоминой)

Примечание. «Повече́рие ма́лое, без покло́нов, покло́ны от Сла́ва в Вы́шних…, на не́мже глаго́лем кано́н рядовы́й Мине́и» (Типикон, 26 марта, «Ука́з о отда́нии Благове́щения Пресвяты́я Богоро́дицы», «А́ще случи́тся отда́ние Благове́щения Пресвяты́я Богоро́дицы в понеде́льник 4-я или 5-я, или 6-я неде́ли посто́в»)134. Канон Богородицы (Октоиха) на повечерии в Неделю вечером не поется, так как накануне совершалось всенощное бдение.

Поскольку Устав не приводит указаний, касающихся тропарей и кондаков малого повечерия в день Благовещения вечером, возможны следующие варианты:

1) По Трисвятом – кондак Архангела, глас 8-й (см. 26 марта, по 6-й песни канона на утрене). Ср.: Типикон, 7 января.

2) По Трисвятом – кондак Архангела, глас 8-й (см. 26 марта, по 6-й песни канона на утрене). «Слава, и ныне» – кондак Благовещения, глас тот же135.

Молитва прп. Ефрема Сирина с 16 поклонами (окончание малого повечерия см. 25 февраля).

Полунощница вседневная – по великопостному чину.

Утреня – по великопостному чину (подробное изложение общего порядка богослужения см. 26 февраля).

Вместо «Бог Господь» – «Аллилуия» во глас Октоиха (в данном случае – глас 4-й) и Троичны гласа.

Кафизмы 4-я, 5-я и 6-я. Малых ектений нет.

По 1-м стихословии – седальны Октоиха (из приложения Триоди).

По 2-м и 3-м стихословии – седальны Триоди (на ряду).

Псалом 50-й. Молитва: «Спаси, Боже, люди Твоя…», «Господи, помилуй» (12), «Милостию и щедротами…».

Каноны:

1-я, 8-я и 9-я песни – каноны Минеи (см. 26 марта: праздника, глас 6-й, и Архангела, глас 4-й) на 6 (со ирмосом канона праздника) и трипеснцы Триоди на 8.

3-я, 4-я, 5-я, 6-я и 7-я ­песни – канон праздника (см. в Минее 26 марта), глас 6-й, со ирмосом на 6 (по указаниям Минеи – на 4) и канон Архангела, глас 4-й, на 6.

Библейские песни – великопостные.

Примечание. Библейские песни поются в великопостной редакции, поскольку в отдание Благовещения Устав назначает службу с Аллилуиа и поклонами. По мнению В. Розанова (см. его «Богослужебный Устав Православной Церкви», с. 265), в предпразднства и попразднства двунадесятых праздников (в том числе и в период пения Триоди Постной) Песни Священного Писания должны стихословиться в праздничной редакции Поем Господеви.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *