Сейчас важно не как факт и не как внутреннее дело этого общественного слоя: русская интеллигенция все свои свойства и характер сознания заимствует от материнского сословья, какое бы европейское образование при этом не получала, и именно эта генетическая подоплека определяет ее активное и заинтересованное участие в смутах и перестройках, при которых нерушимым и неизменным остается разделение народа. Важнее понять хозяйственно-экономические следствия этого разделения, которые прямо и непосредственно определяют весь характер национального ОБЩЕ-сословного труда, и то равнодушие общественного сознания к политэкономическим воззрениям на организацию национального хозяйства, которое — равнодушие — провоцирует интеллигенция, тогда как будто бы именно интеллигенция, как основная интеллектуальная сила общества, и призвана обдумывать состояние национального хозяйства как основы национального бытия. И это было бы как раз в духе и даже букве того европейского исторического опыта, к которому образованная русская интеллигенция испытывает такое сугубое пристрастие.
Сложность этого общественного состояния, на мой взгляд, в том, что равнодушие русской интеллигенции к политэкономическому содержанию национального бытия имеет не только материальную природу, но и основательную историческую культурную традицию, возникшую на основе изначального сословного разделения народа. Разумеется, русская интеллигенция не несет ответственности за первую политэкономическую книгу и за судьбу политико-эконома Посошкова, но ведь самодеятельное отношение петровского следователя Шишкина к Книге о скудости и богатстве и к самому автору мало чем отличается от отношений императрицы Екатерины к другой подобной русской книге — Путешествию из Петербурга в Москву и к самому автору: это одно и то же миропонимание на основе нерушимых сословных привилегий, одно и то же отношение к российскому государственному порядку вещей и к хозяйству как к чему-то органическому, имеющему одно назначение — питать жизнь культурного европейскоподобного общества, и другого, тем более какого-то высшего назначения у хозяйства и у работника нет.
Удивительно не то, что петровский следователь Шишкин и императрица Екатерина ни чем по сути не отличаются — они государственные люди, и их сходство вполне естественно; удивительно даже не то, что Посошков и Радищев свидетельствуют об одном и том же хозяйственном порядке вещей, основанном на рабском труде, и призывают самодержавную административную власть и общество владетелей российских к одному и тому же; удивительно единодушное отношение российского общества к этому порядку как естественному, к самим книгам как к крамольным и опасным, и к авторам как государственным преступникам. Такая общественная атмосфера поощряет административное творчество в лице правительственных людей и всего класса чиновничества к пренебрежению интересами творчества хозяйственного в целях эффективной национальной экономики.
Но политэкономическое знание не может существовать и развиваться подпольно — загнанное в подполье, в ссылку, оно начинает извращаться и окормлять революционно-партийные умонастроения (недаром и первый русский социалистический проект в виде Четвертого сна Веры Павловны написан в тюрьме, да и вся Политэкономия социализма имеет те же корни), оно может благотворно развиваться только в атмосфере заинтересованного общественного внимания и так или иначе прилагаться к реальному хозяйственному опыту.
Пренебрежение русского общественного сознания политико-экономическими основами национального бытия имеет свои объяснения. Это дает возможность понять конкретные факты такого пренебрежения, как в случае с Посошковым или Радищевым, но не оправдать, потому что если оправдаем хотя бы только забвением, нам придется объяснять, оправдывать подобное и в настоящем и разводить беспомощно руками перед очередной экономической реформой, которую административная власть проведет в интересах общества. И это она сделает без всякого напряжения, в чистосердечном намерении догнать Европу, привычно заручившись общественным согласием, и в полной уверенности, что все, что она, власть, ни сделает, все будет объяснено и оправдано, а соответствующая экономической ситуации политэкономия будет специалистами составлена. Составлена тем легче и убедительнее, чем менее будет связана политико-экономическим знанием, тем более, если такого национального знания как будто бы и не существует. В самом деле, если пренебречь Книгой Посошкова как началом такого знания, то естественно не заметить и творчество второго русского политико-эконома Валериана Николаевича Майкова, либо отнести это творчество к области более привычной в русском обществоведении — литературно-критической, тем более, что прямых оснований для этого как будто бы гораздо больше — две статьи О стихотворениях Кольцова, — так привычнее вписать всякую личность в традиционный культурный оборот, если уж нельзя вовсе умолчать и забыть по причине мизерности, — ведь по отношению к мизерным мы и теперь ушли не дальше петровского следователя Шишкина и императрицы Екатерины…
Известность В. Н. Майкова происходит не от значения и важности того, что Майков написал, но от его отношений с кружком Петрашевского и противоречий с Белинским как вождем революционно-демократического направления. Однако и к направлению противоположному — охранительному — Майкова невозможно причислить по причине очевидного сочувствия нищете и бесправию трудовых масс… Но о том, что это сочувствие не нравственно-этическое, но сочувствие политико-экономическое, нет и речи, хотя даже одни его литературно-критические статьи О стихотворениях Кольцова и в особенности неоконченный трактат Общественные науки в России давали больше убедительных оснований говорить о Майкове не как о молодом оппоненте Белинского, но как о самостоятельном русском мыслителе и политико-экономе.
Само обращение Майкова к стихотворениям Кольцова — а не Пушкина, не Лермонтова, не Гоголя — мне кажется не случайным: в то время в русской литературе не было других таких реалистических произведений, в основе которых лежала бы жизнь людей, невозможная вне прямого и правдивого труда как основы всего народного бытия. Но чтобы вполне понять эту жизнь с иного сословного отдаления, все бытие которого отнюдь не зависит от такого прямого труда, нужно было сознательно преодолеть сословное пренебрежение к политико-экономическому смыслу простонародной жизни, самому быть человеком трудящимся с любовью, с терпением и без презрения к заработку. Подобное восприятие человеческого общежительства художником не противоречит свободе художественного творчества, которым так дорожит общественное сознание, если это творчество предполагает заинтересованное внимание других людей: из одного этого условия, говорит Майков, оно должно заключать в себе что-нибудь общее с мыслями, чувствами и стремлениями этих людей. И в то же время такое понимание философии общества не подразумевает отдельного эстетического взгляда на искусство и отдельного социального взгляда на реальную жизнь, но открывает всю глубину и смысл политико-экономической интриги в ОБЩЕнациональной русской жизни.
Это и отличало взгляды Майкова от основополагающих концепций Белинского: лирическому, памфлетному познанию жизни, которое не только не освобождает мысль и саму жизнь от предрассудков и пристрастий, но заменяет одни другими и отменяет спасительное горнило основательного размышления. И, следовательно, приоритет в воспитании всего общественного сознания остается не за естественными науками, которые только и могут облегчить познание мира, но за поэтическим чувством. Отдавая должное эстетическо-лирической критике, то есть направлению, вождем которого — лирическим диктатором — был Белинский, говоря о том, что эта критика служила до сих пор энергическим выражением симпатии к новой школе искусства, Майков замечает: «но выражать симпатии и анализировать ее — две вещи разные и по существу и по результатам». Существо же и результаты — в воспитании общественного сознания, в отношении к мысли, так как общество до сих пор удовлетворяется только сильным выражением мысли, иначе сказать — метафорой, красным словом, а не самой мыслью, тем более, если это сильное выражение входит в моду, в общественное обращение и порождает у этого большинства бессознательное, безотчетное усвоение… Кроме того, эти сильные выражения очень часто содержат мысли сомнительные, незрелые, недосказанные…