Нефти грозит обвал, но цены на бензин в РФ рванули в противоход

США намеренно сбивают котировки на «черное золото», а мы словно на другой планете

  



Нефти грозит обвал, но цены на бензин в РФ рванули в противоход
Фото: Сергей Коньков/ТАСС

Цены на нефть рухнули сразу на 2% в среду, 22 мая, показав самое сильное падение за последние две недели. В четверг они снизились еще на 1,8% – до 69,5 долл. за баррель. Хотя в целом «черное золото» остается на высоком уровне, некоторые эксперты усматривают в случившемся предпосылки для будущего падения. Которое может граничить с обвалом.

Начнем с того, что падение цены ускорилось после публикации данных по запасам нефти и нефтепродуктов от Минэнерго США. По их данным, за океаном вырос не только запас сырой нефти, бензина и дистиллятов, но и добыча, которая обновила новый рекорд. США начали добывать по 12,2 млн. барр. в сутки.

Кроме того, совершенно неожиданно Вашингтон возобновил закупки венесуэльской нефти, на которую вообще-то прежде сам наложил санкции. За прошлую неделю поставки составили 49 тыс. баррелей в сутки. Это, конечно, немного по сравнению с 352 тыс. в сутки, которые США получали до обострения отношений. Но сам факт возобновления поставок послал рынку сигнал.

Впрочем, гораздо более серьезным факторов для снижения цен на нефть может быть торговая война между США и Китаем. На фоне роста напряженности между странами начал расти и доллар, который считается одной из самых надежных валют. Зато рискованные активы стали падать. Еще удивительно, что рублю в таких обстоятельствах удается удерживать свои позиции (во многом их поддерживает удачное размещение ОФЗ). Но, как считают эксперты, если рынки и цены на нефть полетят вниз, рубль последует за ними.

Торговая война, между тем, набирает обороты. США ввели санкции против китайской корпорации Huawei Technology Inc. Вероятно — в ответ Пекин запретит использование продукции Apple, в частности, IPhone. Как пишут западные СМИ, в Японии и Великобритании на уровне деловых и политических кругов принято решение присоединиться к блокировке деятельности компании. Если это произойдет, Huawei может лишиться основных поставщиков технологий и комплектующих для своих устройств, что станет для нее серьезным ударом.

Но и это еще не все. Сенаторы США от обеих политических партий собрались подготовить законопроект, который обяжет Вашингтон предпринять действия против китайских физических и юридических лиц, причастных к «незаконной и опасной» деятельности КНР в Южно-Китайском и Восточно-Китайском морях.

С учетом такого развития событий рынки замерли в напряжении,. Если случится новый виток обострения, это может иметь эффект разорвавшейся бомбы. Тогда цена нефти полетит вниз. Что будет очень неприятно не только для нашего бюджета и валюты, но и по другим обстоятельствам. Например, именно сейчас независимые АЗС в РФ снова заговорили о том, что грядет новый виток топливного кризиса. И что повышение цены на бензин у нас неизбежно, несмотря на заверения властей в обратном.

Парадоксально, но падение цен на нефть на мировых рынках в России может быть использовано в качестве аргумента для повышения цен на бензин и солярку. Хотя и нельзя сказать, что падение цен на нефть в мире — вопрос решенный. Например, в разговоре с «СП» независимый экономический эксперт Антон Шабанов выразил мнение, что то, что мы сейчас наблюдаем — это нормальная волатильность для рынка.

«Ничего грандиозного на рыке нефти не ожидается. Разве что есть какие-то новости, о которых мы пока не знаем, но знают некоторые игроки. И потому начинают продавать свои активы. Но для простых смертных нынешняя ситуация выглядит обычной коррекцией. На каждое такое движение рынка реагировать не стоит.

Хотя проблемы действительно возможны. В частности, связанные с торговыми войнами между Китаем и США. Но пока это открытый вопрос. Мы не знаем даже примерного сценария развития событий. Я бы сказал, что то, что мы видим сейчас — это временная волатильность", — считает эксперт.

С другой стороны, помимо создания нервозности на рынке, активно на понижении цен на нефть играют США. И вряд ли они остановятся на достигнутом.

— Цены на нефть снижаются второй день подряд в основном из-за запасов нефти в США, — поясняет эксперт «Международного финансового центра» Гайдар Гасанов. — Американский институт нефти и Управление энергетической информации США опубликовали данные по запасам, которые в корне отличились от ожиданий многих участников рынка.

Запасы нефти в США выросли на 4,7 млн. баррелей, хотя большинство крупных инвесторов, наоборот, ожидали их снижение. США пытаются манипулировать рынком, объявляя столь ошеломляющие данные по запасам нефти и, тем самым, сбивая цены.

На мой взгляд, они делают это специально, поскольку напряженность на Ближнем Востоке создает угрозу резкого роста нефтяных котировок. Накалившаяся обстановка между США и Ираном, при которой стороны обменялись жесткими репликами в отношении друг друга, создает угрозу полномасштабного военного конфликта.

«СП»: — Многие эксперты говорят, что цены на нефть будут падать, но конфликт с Ираном может, наоборот, привести к их росту. Так что же более вероятно?

— Крупные игроки никак не могут определиться по поводу глобального нефтяного рынка, поскольку противоречивость влияющих внешних факторов заставляет их по большей части находиться вне рынка. А те, кто уже имел фьючерсные контракты по нефти в целях спекулятивных операций, стараются максимально фиксировать ранее полученные прибыли по контрактам, чтобы не растерять преимущество.

Мы должны понимать одну простую вещь: войны между США и Ираном не будет. Америка сейчас не в том положении, чтобы воевать на всех фронтах. Торговая война с Китаем отнимает немало сил и времени.

С другой стороны, США хотя завоевать глобальный рынок нефти и мечтают быть единственным ее экспортером. Но этому плану мешают страны ОПЕК во главе Саудовской Аравии. А также Россия.

«СП»: — То есть соглашение по сокращению добычи нефти не в интересах США?

Базовый сценарий по снижению добычи нефти странами ОПЕК+ с целью стабилизации глобального нефтяного рынка для США оказался выгоден в плане того, что США активно наращивали добычу нефти, в то время как все остальные ее сокращали.

При этом цены на «черное золото» с начала текущего года активно росли. Диапазон цен от 65 до 75 долларов являлся оптимальным как для экспортеров, так и импортеров. Выше же цены для США неприемлемы. В том плане, что Штаты не только продают, но и являются крупным импортером нефти. В частности, из-за санкций против Венесуэлы они скупают ее даже у России.

Учитывая такие противоречивые факторы, цены на нефть пока будут находиться под давлением. Многие участники рынка станут ожидать заседания ОПЕК+ в следующем месяце, где будет принято решение о продлении пакта сокращения добычи нефти до конца текущего года. Такой сценарий вполне вероятен, поскольку торговая война США и Китая создает угрозу сокращения глобального спроса на нефть в силу снижения темпов роста экономики многих стран.

Аналитик группы компаний «Финам» Алексей Калачев признает, что вероятность обвала нефтяных котировок есть. Но пока не слишком высокая. В любом случае, снижение не должно сильно затронуть курс рубля. А вот цены на бензин вполне могут «пасть жертвой» нынешней ситуации.

— Есть несколько факторов, которые вызывают опасения нефтяного рынка. Во-первых, все больше разговоров о том, что сделка ОПЕК+ по сокращению добычи будет прекращена. Это довольно спорное опасение, потому что есть и признаки того, что еще какое-то время соглашение будет работать.

Рынок волатилен, но он и должен колебаться. Он не способен лежать в линеечку, это было бы ненормально. Угрозы регулярно дают возможность выпустить пар продавцам и покупателям фьючерсов и удерживать рынок в нормальном торговом диапазоне, который устраивает всех по ценам.

Главный же фундамент для опасений заключается в обострении торговых войн между Китаем и США, которые вышли на новый уровень. Резкий разрыв переговоров, повышение пошлин со стороны Вашингтона и ожидание ответных действий Китая — все это нервирует игроков, так как может привести к полномасштабному экономическому кризису.

Рынок уже наблюдает первые признаки замедления мировой экономики. Например, начали падать продажи автомобилей, которые до этого росли. Снижается товарооборот мировой торговли и грузооборот транспортных перевозок. Уменьшаются как авиационные, так и контейнерные перевозки. Если торговые войны вступят в новую фазу, то экономика будет тормозить, спрос на сырье будет падать как, соответственно, и цены на нефть. Этот риск существует, и он обоснован.

Но мне все же кажется, что переговоры между Вашингтоном и Пекином продолжатся. Добычу будут наращивать и снижать в зависимости от состояния рынка. Какое-то время мы продержимся в диапазоне цен 65−75 долларов за баррель. Дальше они не упадут, потому что как только начнется такое падение, будут приниматься серьезные меры.

«СП»: — Какие именно?

— При подходе к 60−65 ОПЕК+ соберется и решит еще больше снизить добычу, а при ценах выше 80 долларов за баррель, наоборот, начнет ее наращивать. Повторение сценария 2015−2016 годов, когда нефть упала ниже 30 долларов за баррель, выглядит не очень вероятно, поскольку уже есть регулирующие механизмы, они работают, и на них еще есть надежда.

«СП»: — Снижение цен на нефть будет влиять на рубль?

— Падение цен на нефть вплоть до 40 долларов за баррель на курсе рубля особо не скажется. Вот если цены уйдут ниже 40, эта зависимость вновь проявится.

Нашу валюту достаточно прочно отвязали от нефти с помощью бюджетного правила. Напомню, что все нефтегазовые доходы свыше 40 долларов за баррель отправляются в Фонд национального благосостояния. Поэтому курс рубля фактически регулируется спросом и предложением на покупку доллара. Из-за этого мы и получили топливный кризис.

«СП»: — Как это связано?

— Обычно когда дорожала нефть — укреплялся рубль. И наши НПЗ получали сырье по той же рублевой цене. А когда рубль от «черного золота» отвязали, получилось, что нефть вдруг подорожала, а рубль подешевелВ итоге для НПЗ чуть ли не вдвое выросла стоимость сырья. Потому цены на топливо в России и пошли вверх.

«СП»: — А если цена на нефть упадет, это скажется на ценах на бензин у нас?

— Скажется. Но нужно понимать, что внутренний и внешний рынок не так тесно связаны, как нам пытаются внушить. На самом деле, из производимого у нас в стране бензина на экспорт идет только 10%. Нефтяникам выгодней продавать полуфабрикаты, сырье для дальнейшей переработки. Они на этом могут спокойно зарабатывать.

Разница между биржевой и мелкооптовой ценой и нетбэком (рыночная цена нефти у конечного потребителя минус стоимость ее поставки от места производства, — прим. ред.) составляет порядка 20%. Между биржевой ценой и средней розничной ценой по стране — около 12%. Этой маржи в принципе хватает, чтобы может и не жировать, но вполне нормально существовать АЗС-сетям, особенно если они входят в нефтяные холдинги. Просто им хотелось бы иметь больше. Вот они и возмущаются.

Можно было бы рынок топлива снова перевести на рыночные рельсы, отказавшись от заморозки. Но одновременно радикально снизив акцизы на топливо. По большому счету, именно акцизы так задрали цены на бензин. Они составляют 20% розничной цены. То есть государство забирает себе значительную долю выручки. Но при этом вроде как «не при делах».

Но поскольку власти на это вряд ли пойдут — скорее всего, придется продлевать ручное регулирование и заморозку цен.

Источник Svpressa.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *