Содержание
Попытка номер три: анонсировано массовое сокращение госслужащих в России
Массовые сокращения ждут чиновников. В 2020 году будут сокращены 5% госслужащих, в 2021 году — еще 10%, пообещал Минфин. Оставшимся повысят зарплаты.
Между тем предыдущие попытки снизить бюрократический аппарат были неудачными. Сокращения чиновников в одном месте совпадали с их набором в другом, комментируют рекрутеры.
Кого и в каком порядке будут сокращать
Российские власти объявили об очередном сокращении государственных служащих. Оно начнется с 2020 года. Как заявила 19 марта на коллегии Казначейства первый замминистра финансов Татьяна Нестеренко, это позволит сделать зарплаты госслужащих конкурентоспособными.
«Мы не можем на эту большую, разросшуюся систему государственного управления распространить и принять решения еще и по увеличению уровня оплаты труда», — отметила она.
В принципе решения о повышении зарплат госслужащих до «конкурентного уровня» приняты, однако на них потребуется «много денег», пояснила Нестеренко. Так, постоянная часть зарплаты должна составлять 60% от фонда оплаты труда, плавающая — оставшиеся 40%, сейчас же «пирамида перевернута».
По ее словам, в 2020 году будут сокращены 5% сотрудников территориальных органов власти, в 2021 году — еще 10%. Численность госслужащих центрального аппарата уменьшится на 10%, добавила Нестеренко.
О необходимости сокращать аппарат чиновников в правительстве говорят давно. В частности, о том, что штат чиновников нужно резать, глава правительства Дмитрий Медведев заявлял еще в 2014 году, а до этого в 2010 году. Однако, очевидно, что попытки серьезно сократить аппарат оказались не слишком удачными. Так, по данным статистики Минфина, численность госслужащих в 2017 году составляла 1,2 млн человек.
Но в ней, например, не учитываются гражданские служащие силовых ведомств и спецслужб и сотрудники федеральных бюджетных и казенных учреждений. При этом, по данным Минфина, по итогам 2017 года госслужащих стало больше на 0,4% (примерно 5,2 тыс. человек).
Активно ратует за изменение системы госуправления председатель Счетной палаты Алексей Кудрин.
В частности, выступая на заседании Совета по развитию цифровой экономики в 2018 году, он заявил, что в России к 2024 году можно сократить треть чиновников.
«Мы видим, что на треть можно сократить за шесть лет чиновников за счет цифровизации», — отметил Кудрин.
По его словам, нагрузка контрольно-надзорной деятельности на проверяемых должна снизиться вдвое.
«Цифровизация неизбежно приведет к снижению числа чиновников, к изменению и сокращению контрольных функций государства», — говорил Кудрин.
То, что правительство ждет в ближайшее время могут переформатировать, подтверждали в начале 2019 года и опрошенные «Газетой.Ru» источники.
«Нынешняя структура не на 100% эффективна, и было давно понятно, что реформа неизбежна», — заявлял недавно один из источников «Газеты.Ru», знакомый с ситуацией.
«Основная цель реформы по оптимизации аппарата чиновников — это повышение уровня оплаты труда госслужащих до конкурентной планки в сравнении с другими ведущими профессиями, куда молодые и перспективные кадры идут охотнее. Сокращение численности госслужащих и централизация обязанностей с последующим ростом зарплатных ожиданий в перспективе должны повысить и статус такого рабочего места и качество выполненной работы», — комментирует управляющий партнер экспертной группы Veta Илья Жарский.
Будущая реформа сэкономит бюджетный средства?
По словам главы комитета Госдумы по труду, социальной защите и делам ветеранов Ярослава Нилова, предлагаемая сейчас реформа нужная и может поспособствовать экономии бюджетных средств.
При этом сокращения не должны быть обусловлены только повышением заработной платы. По его словам, нужно смотреть при сокращениях на потребности аппарата. Иногда бывают случаи, когда одного из двух сотрудников сокращают, повышают оставшемуся зарплату, а потом возвращают и вторую должность, признает Нилов.
Гендиректор сервиса для поиска работы и сотрудников Rabota.ru Александр Ветерков между тем отмечает, что активного сокращения количества вакансий госслужащих сервис пока не наблюдает.
Впрочем, по его словам, на протяжении последних нескольких лет видно изменение структуры госслужащих с эпизодическими выходами на рынок кандидатов из разных министерств, департаментов. Однако, по его словам, очень часто реструктуризации происходят таким образом, что высвобожденные сотрудники уходят во вновь созданные подразделения. То есть сокращения в одних местах совпадают с набором в других.
В целом же, по словам Ветеркова, на рынке труда достаточно большое количество вакансий в других сегментах, поэтому при желании сменить госслужбу на работу в других отраслях высвобожденные сотрудники смогут достаточно быстро.
Как проходило предыдущее сокращение госслужащих в России
Предстоящее сокращение госслужащих — далеко не первое в новейшей российской истории. Перед началом 2016 года президент России подписал указ о новой предельной численности чиновников. В августе того же года о воплощении указа в жизнь перед ним отчиталась тогдашняя глава Счетной палаты Татьяна Голикова.
Сокращение штата госслужащих в 2016 году происходило довольно своеобразно. “Под нож” реформы попало 5,6% госслужащих, но если работники низового звена сокращались очень активно, то штат начальства продолжал прирастать новыми должностями.
Под сокращение 2016 года попало около 12% сотрудников территориальных органов. Тех самых, которых планируется дополнительно сократить в 2020-2021 году. Однако количество начальников выросло на 8,4%.
Что характерно — при сокращении количества территориальных органов, которые хотя бы занимались конкретными делами, в 2016 году росло число учреждений, суть деятельности которых сводилась к обеспечению органов власти, а не к работе с людьми.
Было создано множество ведомств, которые обслуживают чиновников, но под сокращение в 2020-2021 году, судя по словам замминистра финансов, снова попадут не они, а обычные территориальные органы.
Сколько чиновников в России?
В России больше двух миллионов чиновников. Минфин задумал сократить на 10% число служащих в Москве и еще на 15% в регионах. Это уже третье предложение об уменьшении количества госслужащих за последние 10 лет. Пока еще ни одна из этих попыток не приводила к успеху.
Сокращения чиновников в регионах должно пройти в два этапа, заявила во вторник заместитель министра финансов Татьяна Нестеренко. В следующем году число чиновников в регионах планируется сократить на 5%, в 2021 году — еще на 10%.
Если план удастся реализовать, то число региональных чиновников должно снизиться более чем на 200 тысяч человек в 2021-2022 годах (подсчеты Би-би-си на основе данных Росстата). Еще около 5 тысяч человек сократят в 2020 году на федеральном уровне.
Это уже третья попытка сократить количество госслужащих в России. До этого власти пытались это сделать в 2011-2013 годах и в 2016 году. И каждый раз цели, поставленные правительством и президентом, не выполнялись.
К чиновникам обычно относят два типа сотрудников государственных органов. Именно этот принцип заложен в методологии Росстата, пишет ВВС.
Это те, кто занимает государственную должность. Согласно указу президента от 1995 года, например, должность председателя правительства, министра или председателя Счетной палаты.
В регионах, по словам доцента кафедры государственного управления РАНХиГС Павла Кудюкина, местные власти создают свои перечни государственных должностей.
Плюс это те, кто помогает им выполнять свою работу. Росстат относят к госслужащим даже тех, кто обслуживает здания ведомств и охраняет их.
В 2017 году в России насчитывалось всего более 2,1 млн чиновников. Их число увеличилось на 1,2% по сравнению с 2016 годом.
До этого — начиная с 2009 года — число чиновников снижалось ежегодно.
Исключением стал 2014 год, когда в статистике начали учитываться сотрудники МВД. Тогда число работников госорганов выросло сразу на 664 тысячи человек — или на 43% — по сравнению с 2013 годом.
Статистика Росстата показывает, что две программы правительства по сокращению числа чиновников не достигли своих целей.
В последний рабочий день 2010 года Дмитрий Медведев, который тогда занимал пост президента, подписал указ о поэтапном сокращении числа федеральных чиновников на 20% в 2011-2013 годах.
За этот период общее число чиновников сократилось на 3,4%, а федеральных — на 5,1%.
В 2015 году Медведев, который уже в это время занимал кресло премьера, подписал постановлении о сокращении госслужащих на 10% с 1 января 2016 года. В итоге тогда их число сократилось чуть более чем на 1,4%.
“Мертвые души” и ФГУПы
Эксперты сомневаются, что планы по сокращению чиновников осуществимы и в этот раз.
По словам Кудюкина из РАНХиГС, власти начинают сокращение не с того конца: сначала нужно провести анализ полномочий органов, чтобы понять, кто чем занимаются и где функции избыточны. Таких комплексных исследований, по его словам, практически не было.
В последние годы на всех уровнях власти сформировался запрет на увеличение численности, говорит доцент экономического факультета Высшей школы экономики Александр Калинин.
“Для дотационных регионов, в частности, этот запрет по сути прямо фиксируется в соглашениях на предоставление субсидий из федерального центра”, — объясняет он.
Эксперты допускают, что сокращения могут быть не реальными, а только на бумаге.
Часто сокращают “мертвые души”, продолжает Калинин. “Все ведомства держат некоторое число вакансий, которые при очередной кампании за снижение численности сокращают без ущерба для фактической численности”, — объясняет он.
Кудюкин приводит и другое объяснение: некоторые функции чиновников могут быть отданы подведомственным учреждениям и унитарным предприятиям: “Тогда в статистике государственных служащих они не учитываются”.
Количество “почти чиновников”, то есть работников таких структур, в России внушительно, а систему ФГУПов не удается реформировать уже почти 15 лет, добавляет Калинин.
Кто может пострадать?
Если планы минфина все же будут реализованы, то от сокращений могут пострадать в первую очередь госслужащие в региональных учреждений, считает Кудюкин. Больше всего их, по его словам, в налоговых инспекциях.
Пострадать также могут, например, сотрудники государственной трудовой инспекции, предполагает он. В инспекциях в регионах работают достаточно много человек, но там есть проблемы с нехваткой кадров. Например, по словам Кудюкина, у них хватает сотрудников для реагирования на жалобы и внеплановые проверки, а вот с плановым проверками — уже сложно.
Калинин думает, что под сокращения могут попасть “обеспечивающие и обслуживающие структуры, бэк-офис”. В пример он приводит планируемый переезд министерства экономического развития, министерства торговли и промышленности и других структур в небоскребы Москва-Сити. Формально из-за этого переезда некоторые позиции — например, в управлении делами министерств — становятся избыточными, полагает он.